Цель: приобщить детей к инструментальной культуре донских казаков.
Задачи:
· Познакомить детей с инструментами донских казаков.
· Прививать уважение к традициям родного края.
· Развивать и обогащать словарный запас казачьими словами.
· Воспитывать чувства патриотизма и любви к своей малой Родине.
Ход занятия
Дети заходят в музыкальный зал, исполняют музыкальное приветствие и присаживаются.
Муз. рук. Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. Мы будем знакомиться с музыкальными инструментами донских казаков. Но для начало давайте вспомним, на какой земле мы живём?
Дети: Мы живём на Донской земле.
Муз. рук. А почему земля называется Донская?
Дети: Земля называется Донская, потому что на этой территории протекает река Дон.
Муз. рук. У каждого человека есть своя малая Родина. Это то место, где он родился и вырос, где жили его предки, где живут его дети.
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать о том, кто его предки, какими они были, что ценили, как относились к родине и семье, должен знать историю своего края, гордиться ею и любить свою малую Родину. Мы с вами живем на удивительной земле. Земле, чья история вошла в летопись казачества.А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?
Дети: Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов.
Муз. рук. А ещё казаки народ музыкальный. Они любят повеселиться, попеть поплясать как дома во время семейных торжеств и праздников, так и во время военных походов в часы недолгого отдыха.
Песни и пляски не обходились без музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты были не замысловатыми. Делали чаще всего свои же местные мастера – умельцы. А чтобы узнать, на каких музыкальных инструментах играли донские казаки, мы сейчас отправимся в музей казачьих музыкальных инструментов.Вы согласны? (ответы детей) А поедем мы с вами на паровозе.
Под казачью музыку дети отправляются в музей.Встречает детей экскурсовод…(родитель).
Экскурсовод: Здравствуйте, люди добрые! Проходите, не стесняйтесь.Меня зовут Раиса Шаваршовна.
Муз. рук. Уважаемая Раиса Шаваршовна, наши дети – маленькие казаки и казачки, очень уважают и ценят традиции донских казаков.И сегодня мы приехали к вам, чтобы познакомится с музыкальными инструментами донских казаков.
С удовольствием познакомлю. Посмотрите, сколько в нашем музее музыкальных инструментов донских казаков. А теперь присаживайтесь и слушайте.
Слайд 2. Здесь жили ваши прадедушки и прабабушки. Каждый занимался своим делом.
Слайд 3.Казачки растили детей.
Слайд 4. А казаки зарабатывали деньги.
Слайд 5, 6. Но было у них одно общее – это праздники.
Слайд 7. И ни один праздник не обходился без музыкальных инструментов.
Слайд 8. Казаков, которые умели играть на музыкальном инструменте, очень ценили, их с радостью приглашали в гости в любой дом.
Слайд 9. В качестве музыкальных инструментов с успехом использовались свистульки, жужжалки, погремушки.
Слайд 10. Шумовые инструменты применялись в плясках, хороводных песнях и частушках. А теперь предлагаю посмотреть видео сюжет, как дети играют на шумовых инструментах и поют казачью песню.
Слайд 11. Дети старшего возраста осваивали игру на балалайке, гуслях, рожке, свирели, гармонях.
Слайд 12. Женщины в основном играли на кугиклах, трещётках, иногда на балалайках.
Слайд 13. Музыкальными инструментами были и предметы быта. Например, рубель – в старину русские женщины его использовали для глажения белья после стирки. А в казачестве рубель также использовали качестве музыкального инструмента. Играли так - проводили палкой вверх и вниз.
Слайд 14. А также в качестве музыкальных инструментов использовались: стиральная доска, коса, ухват, печная заслонка, расчёска. Так, предметы домашнего обихода зачастую звучали в репертуаре ряженых (на Рождество, Масленицу).
Слайд 15. На Дону традиционно любили звон колокольчиков и бубенчиков. Их прикрепляли к детской погремушке, бубну, гармошке, к дуге и уздечке лошади.
Слайд 16. Звон бубенцов нёс радость и оберегал от напастей и сглаза. Форма и размеры были разнообразны.
Слайд 17. Детям очень нравился инструмент, который называется «дрова».Это — русский народный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой ряд скреплённых между собой расколотых пополам деревянных чурочек и по звучанию напоминает ксилофон. Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева. А сейчас предлагаю посмотреть, как играют на этом интересном музыкальном инструменте.
Видео
Муз.рук. Спасибо большое уважаемая Раиса Шаваршовна, очень интересно. А вы знаете, что наши дети любят играть в казачьи игры.Ребята хотите поиграть? (ответы детей) А в какую игру будем играть? Дети: Будем играть в игру « Жаворонок»
Игра «Жаворонок»
Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Жаворонок.
« Начинаем мы считать:
Раз- два - три - четыре - пять!
Досчитали до пяти!
Ну – ка, жаворонок, лети!»
Выбранный ребенок становится в центр круга. В руке бубенцы. Дети идут
по кругу и поют, жаворонок бежит в круге и звенит бубенчиками.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
С последним словом Жаворонок ставит бубенчики на пол между двумя
играющими, стоящими по кругу. После слов детей:
«Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год,!»
Двое играющих оббегают круг, и кто первым возьмет бубенцы, тот и
победил.
Экскурсовод: Молодцы ребята, хорошо поиграли. А казачьи загадки отгадать сможете?(ответы детей) Тогда слушайте внимательно.
Крепка, звонка да отточена,
Кого поцелует,
Тот и с ног долой. (Сабля)
Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы. ( Казаки)
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый… (Конь)
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. (Бурка)
Ну, а если командир,
полагается … (Мундир)
Голове не будет страха,
если есть на ней … (Папаха)
Кони взрослые готовы
поменять свои… (Подковы)
Сидит Феофан, в землю вкопан.
Не живой, а жилой,
Много глаз любит нас(Хата)
Кругом хаты синие лопаты(Окна)
Экскурсовод: Какие все молодцы, отгадали все загадки. Вы настоящие казаки!
Муз. рук.Раиса Шаваршовна, нам так понравилось, что хотим ещё послушать про музыкальные инструменты донских казаков. Правда, ребята? (ответы детей)
С удовольствием расскажу.
Слайд 18. У донских казаковширокое распространение имели простые губные гармоники, так называемые «музычки».
Слайд 19. Бытовали у них и гармоники двусторонние и с колокольчиками, появившиеся несколько позднее. Исполнителями на «музычках» были преимущественно женщины и дети. Этот вид гармоники донские казакиобразно называют «губнушками» или «губотёрками». «Музычки» покупались на ярмарках и в городах, в частности, в Стамбуле.
Слайд 19. В быту у донских казаков встречались и инструменты самодельные. Казаки изготовляли из бузины продольную открытую флейту – кавал – и небольшие кавалики, которые широко применялись на свадьбах и праздниках, а также являлись пастушьими духовыми инструментами. Кавал имел вид дудочки с вырезом у верхнего края. На передней стороне кавала или кавалики имелись 6–7 отверстий и одно отверстие – с тыльной стороны (для большого пальца правой руки). Длина кавала достигала 50 сантиметров, а кавалика 25–30 см.
Слайд 20. Самым древним струнным инструментом у казаков считалась донская лира, по-местному- рыле, или гудок, получивший название от звучащей струны баска. Играли на лире обычно двое - рылешник, он же песенник, и помощник, который поддерживал лиру и подголашивал, вторил, помогал. Во время игры рылешник левой рукой нажимал клавиши, а правой вертел рукоятку, приводившую в движение колесико, которое терлось о струны, вызывая резкий, немного гнусавый звук.
Видео
Муз. рук. Спасибо большое, уважаемая Раиса Шаваршовна. Теперь мы знаем, на каких музыкальных инструментах играли донские казаки. Ребята, давайте скажем спасибо нашему экскурсоводу – Раисе Шаваршовне, и подарим ей нашу любимую казачью песню.
Песня «Как работал я у пана»
Экскурсовод: Спасибо большое, дорогие дети, вы очень хорошо поёте. Мне было очень интересно с вами.
Муз.рук. И вам большое спасибо. Мы очень много сегодня узнали про музыкальные инструменты донских казаков. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Ребята, давайте скажем спасибо нашей гостеприимной Раисе Шаваршовной и отправимся в детский сад.
Под казачью музыку дети отправляются в детский сад.
Муз.рук. Ну вот и мы приехали в детский сад. Ребята, вам понравилось сегодняшнее наше занятие? (ответы детей) Давайте вспомним,где мы были сегодня, что нового узнали?(ответы детей) Вы все молодцы. На этом наше занятие закончилось. (Дети поют до свидания и уходят).