«…Я знаю одну планету, там живёт такой господин
с багровым лицом, он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка,
ни разу не поглядел на звезду.
Он никогда никого не любил…»
А.де Сент-Экзюпери
Экологическое воспитание - в детском саду – это не только привитие ребёнку любви и бережного отношения к природе. Это – познание ребёнком себя как части природы, ощущение единства всего живого на Земле.
Без воспитания чувства восхищения перед природой, уважения к её целесообразности, мудрости и красоте невозможно формирование осознанной культуры человека.
И первые шаги в этом направлении необходимо сделать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает.
Как рассказать малышу о тайнах природы, передать огромные пласты знаний, которые человечество накапливало в течение тысячелетий и к которым продолжает ещё идти? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребёнок живёт ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе научным языком бесполезно.
Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через общение с животными и растениями, игру и прекрасный мир искусства – живопись, музыку. Яркие краски красивые мелодии радуют и привлекают ребёнка, пробуждают его воображение, фантазию, желание творить, узнавать.
Музыкальное воспитание в этом отношении имеет особые возможности, поскольку музыка – это язык чувств, эмоций и её суть тождественна самой природе. Всё в окружающем нас мире звучит, поёт: это и журчание ручейка, и звон капели, и свист ветра, и шум водопада, и пение птиц.
Музыкальные праздники с экологической тематикой поддерживают у ребёнка интерес к чудесному и таинственному миру природы. Экологический праздник для ребёнка – это волшебный мир, это творческое проявление отношения к природе, это гимн Жизни, это воспитание патриотизма и любви к Родине.
«Самое прекрасное, что мы можем испытать, - это ощущение тайны. Она – источник подлинного искусства и науки. Тот, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу и глаза его закрыты…» - писал А.Энштейн.
С помощью игр:
- Спросите малыша - на каком инструменте лучше всего изобразить голоса и шаги птиц и зверей?
Слон трубит, медведь рычит, дятел клювом стучит /труба, барабан, ксилофон/.
- Попробуйте услышать музыку цветов. Сыграйте на музыкальных инструментах, как звенят цветы колоколь-чика и ландыша, как шелестят лепестки ромашки и с ветром улетают пушинки одуванчик /колокольчик, тре-угольник, маракас/.